ГБОУ Гимназия №271 Красносельского района
Санкт-Петербурга имени П.И. Федулова

Исследовательская деятельность учащихся

         Главной целью такого образовательного учреждения как гимназия является создание условий для развития разносторонней личности, ориентированной на получение университетского или иного высшего профессионального образования, на овладение творческой деятельностью; предоставление возможности самореализации, саморазвития личности; формирование гуманистического мироощущения и мировоззрения на основе единства и системности целостного знания и реального жизненного опыта. Перечисленные характеристики диктуют необходимость таких форм работы, которые максимально стимулируют раскрытие исследовательского потенциала учащегося, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию.

         Одна из форм такой работы — проектная и исследовательская деятельность учащихся. Такая работа предполагает выход за пределы школьных учебников и школьной программы, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, знакомит учеников с элементами научного исследования (определение темы, целей и задач работы; сбор материала и его систематизация; поиск литературы по теме, ее изучение и анализ), готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе.

         Более 20 лет учащиеся гимназии занимаются проектно-исследовательской деятельностью. В ней принимают участие ребята с 3 по 11 класс. За прошедшие годы более двух тысяч учащихся представили проекты и учебные исследовательские работы по научной проблематике, связанной с геометрическим моделированием, вопросами всеобщей истории и истории России, взаимопроникновением русской и иностранной литературы, с лингвистикой, с моделированием физических процессов, с открытием малоизученных сторон культурной жизни Санкт-Петербурга, с молодежной субкультурой и даже с изучением истории собственной гимназии. 

         Ежегодно учащиеся гимназии становятся победителями городских конкурсов исследовательских работ по литературе, истории и культуре Санкт-Петербурга. Лучшие работы учащихся представляются на районных и городских конференциях старшеклассников: «Новые имена», «Интеллектуальное Возрождение», «Конференции победителей» Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, «Неделя науки» ГТУ СПб, «Ломанская линия»; Всероссийских научных конференциях «Языкознание для всех» (г. Москва) и «Открытие» (г. Ярославль).

         Руководит проектно-исследовательской деятельностью учащихся гимназии Совет по исследовательской деятельности (СИД), в который входят 9 опытных учителей гимназии. Председатель СИДа – научный руководитель гимназии Комаров Б.А., к.п.н., РГПУ им. А.И. Герцена, его заместитель – Стацунова В.М., заместитель директора по УР.

         В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (2017 г.) и среднего общего образования (2018 г.)  все учащиеся 9-11 классов обязательно должны писать проектную или исследовательскую работу.

Нормативные документы

Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся  смотреть

Методические указания учащимся по подготовке исследовательских и проектных работы смотреть

Анонс. Отчет о мероприятиях 2020-2021 учебного года

  • 19 марта 2021 года состоялись Семнадцатые гимназические ученические Всероссийские чтения «Конференция победителей». Поздравляем победителей! Подробнее
  • 20 февраля 2021 года в гимназии прошли Академические чтения   — защита выпускных исследовательских и проектных работ учащимися 11 классов. Поздравляем учащихся с успешной защитой! Подробнее
  • Информация для учащихся по предзащите учебной исследовательской и проектной работы:

Для учащихся 9 классов:

— План организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 9-х классов в 2020-2021 учебном году. Подробнее

— Рекомендации для учащихся 9-х классов по предзащите учебной исследовательской и проектной работы. Подробнее

— Обобщенные критерии оценки работы. Подробнее

— Где может проходить защита проектно-исследовательских работ учащимися 9 класса. Подробнее

— Памятка защищающемуся. Подробнее

Для учащихся 10 классов:

— План организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 10-х классов в 2020-2021учебном году. Подробнее

— Рекомендации для учащихся 10 -х классов по представлению темы учебной исследовательской и проектной работы. Подробнее

Для учащихся 11 классов:

— План организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 11-х классов в 2020-2021учебном году. Подробнее

— Памятка защищающемуся. Подробнее

— Критерии оценки учебно-исследовательской или проектной работы. Подробнее

— Образец оформления титульного листа работы. Подробнее

Проектно-исследовательская деятельность в 2020-2021 учебном году

Исследовательской деятельностью в гимназии в 2020-2021 учебном году занимались:

— 13 учащихся начальной школы (4-е классы);

— 26 учащихся 5-8;

— 123 учащихся 9 классов;

— 102 учащихся 10 классов,

— 113 учащихся 11 классов.

Итого 377 учащихся.

20 февраля 2021 года прошла научно-практическая ученические конференция учащихся 11 классов гимназии «Академические чтения». В связи с пандемией заседания конференции проходили по классам.  На 9 междисциплинарных  секциях учащиеся 11 классов защищали свои исследования и проекты.

Массовая защита проектных и исследовательских работ учащихся 9 классов проходила  на гимназических чтениях 10 апреля. 18 учащихся защищались 26 апреля (16 – защита была отложена по уважительным причинам, 2 – Ким и Перешивайлов защищались повторно). На Гимназических чтениях работала секция  для учащихся 6-8 классов, где 14 учащихся представляли свои исследовательские и проектные работы. 19 и 20 мая проходили Малые гимназические чтения для 4-5 классов, на которых 13учащихся 4 классов и 12 учащихся 5 классов защищали свои исследовательские работы.

В 9,11 классах больше всего учащиеся писали работы по естественнонаучному направлению (70), иностранным языкам (44), общественным дисциплинам (35). Высокий уровень работ на кафедрах иностранных языков, русского языка и литературы, общественных наук.

Итоги защиты проектно-исследовательских работ в 9-х, 11-х классах

Всего уч-ся в 9,11 классах

«5»

«4»

«3»

236

148

60

28

107 учащихся 10 классов в апреле и мае проходили процедуру предзащиты проектно-исследовательских работ на уроках Индивидуального проекта.

Большинство учащихся 9-11 классов выбирали темы проектно-исследовательских работ в соответствии с профилем обучения.

Учащиеся продемонстрировали:

-хорошее владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.

Лучшие проектно-исследовательские работы  учащихся гимназии были представлены на конференциях различного уровня.

Необходимо отметить качественную работу по руководству исследовательской деятельностью учащихся со стороны Елисеевой А.Е., Россаля С.А., Станевой И.Б., Коневой И.В., Рыдановой Л.А.,Ереминой Н.А., Бабий Т.А., Белокуровой Н.В., Долгинской Я.А., Петровой Е.В., Лященко В.О., Вахрушевой А.М., Ивановой И.Ю., Кучеренко Е.С., Натальчук А.А., Анохиной А.В., Коренной Ю.В., Уткиной Е.Е., Демидовой О.В.

ИТОГИ 2020-2021 учебного года подробнее

ИТОГИ 2019-2020 учебного года подробнее

ИТОГИ 2018-2019 учебного года подробнее