Исследовательская деятельность учащихся

Главной целью такого образовательного учреждения как гимназия является создание условий для развития разносторонней личности, ориентированной на получение университетского или иного высшего профессионального образования, на овладение творческой деятельностью; предоставление возможности самореализации, саморазвития личности; формирование гуманистического мироощущения и мировоззрения на основе единства и системности целостного знания и реального жизненного опыта. Перечисленные характеристики диктуют необходимость таких форм работы, которые максимально стимулируют раскрытие исследовательского потенциала учащегося, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию.

Одна из форм такой работы — проектная и исследовательская деятельность учащихся. Такая работа предполагает выход за пределы школьных учебников и школьной программы, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, знакомит учеников с элементами научного исследования (определение темы, целей и задач работы; сбор материала и его систематизация; поиск литературы по теме, ее изучение и анализ), готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе.

Более 20 лет учащиеся гимназии занимаются проектно-исследовательской деятельностью. В ней принимают участие ребята с 3 по 11 класс. За прошедшие годы более двух тысяч учащихся представили проекты и учебные исследовательские работы по научной проблематике, связанной с геометрическим моделированием, вопросами всеобщей истории и истории России, взаимопроникновением русской и иностранной литературы, с лингвистикой, с моделированием физических процессов, с открытием малоизученных сторон культурной жизни Санкт-Петербурга, с молодежной субкультурой и даже с изучением истории собственной гимназии. 

Ежегодно учащиеся гимназии становятся победителями городских конкурсов исследовательских работ по литературе, истории и культуре Санкт-Петербурга. Лучшие работы учащихся представляются на районных и городских конференциях старшеклассников: «Новые имена», «Интеллектуальное Возрождение», «Конференции победителей» Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, «Неделя науки» ГТУ СПб, «Ломанская линия»; Всероссийских научных конференциях «Языкознание для всех» (г. Москва) и «Открытие» (г. Ярославль).

Руководит проектно-исследовательской деятельностью учащихся гимназии Совет по исследовательской деятельности (СИД), в который входят 9 опытных учителей гимназии. Председатель СИДа – научный руководитель гимназии Комаров Б.А., к.п.н., РГПУ им. А.И. Герцена, его заместитель – Стацунова В.М., заместитель директора по УР.

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (2017 г.) и среднего общего образования (2018 г.)  все учащиеся 9-11 классов обязательно должны писать проектную или исследовательскую работу.

Нормативные документы

Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся  смотреть

Методические указания учащимся по подготовке исследовательских и проектных работы смотреть

Анонс мероприятий 2022-2023 учебного года

Информация для учащихся по предзащите учебной исследовательской и проектной работы

Для учащихся 9 классов:

  • План организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 9-х классов в 2022-2023 учебном году. Подробнее
  • Рекомендации для учащихся 9-х классов по предзащите учебной исследовательской и проектной работы. Подробнее
  • Обобщенные критерии оценки работы. Подробнее
  • Где может проходить защита проектно-исследовательских работ учащимися 9 класса. Подробнее
  • Памятка защищающемуся. Подробнее

Для учащихся 10 классов:

  • План организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 10-х классов в 2022-2023 учебном году. Подробнее
  • Рекомендации для учащихся 10 -х классов по представлению темы учебной исследовательской и проектной работы. Подробнее

Для учащихся 11 классов:

  • План организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 11-х классов в 2022-2023 учебном году. Подробнее
  • Памятка защищающемуся. Подробнее
  • Критерии оценки учебно-исследовательской или проектной работы. Подробнее
  • Образец оформления титульного листа работы. Подробнее

Вебинар для родителей  и учащихся 9-х классов: «Необходимость ведения проектно-исследовательской деятельности в 9 классе». Проводят: В.М. Стацунова — заместитель директора по УР, Б.А. Комаров  — научный руководитель гимназии, преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена, к.п.н.

Анализ проектно-исследовательской деятельности учащихся

В 2021-2022 учебном году гимназия третий год полностью работала по ФГОС основного и среднего общего образования. ФГОС предусматривают обязательное написание проектно-исследовательской работы каждым учащимся 9 ,10, 11 классов. Кроме этого проектно-исследовательская работа велась в начальной школе и в 5-8 классах.

Проектно-исследовательской деятельностью в гимназии в 2021-2022 учебном году занимались:

— 49 учащихся начальной школы (3-4-е классы);

— 17 учащихся 5-8;

— 112 учащихся 9 классов;

— 75 учащихся 10 классов,

— 95 учащихся 11 классов.

Итого 363 учащихся.

Итоги защиты проектно-исследовательских работ в 9-11 классах:

С 12.03 2022г. по 20.04.2022г проходила защита исследовательских и проектных работ учащимися 9 и 11 классов гимназии, которая включала в себя:

— Ученическую конференцию «Академические чтения»- 12.03.22г. – Защита учащихся 11 классов:

— Ученическую конференцию «Гимназические чтения»- 09..04.22г. – Защита учащихся 9 классов:

-Районную конференцию «Новые имена»;

-Городские конференции «Конференция победителей», «Путь в науку»;

— Предметные кафедры учителей гимназии.

Все учащиеся 9-х и 11-х классов успешно защитили свои проектные и исследовательские работы.

Лучшие работы учащихся:

11 классы

  1. Васильева Василиса, 11-1 класс. Тема «Языковые особенности молодежного языка Франции на основе текстов современных французских песен». Руководитель Смекалова А. В.
  2. Журавлев Роман, 11-1класс. Перевод стихотворения П. Верлена «Тихий дождь над городом» на русский язык. Руководитель Конева И. В.
  3. Гусельникова Полина Витальевна, 1101 класс. Тема « Борьба за права женщин во Франции: с момента Великой Французской революции до XXI века». Смекалова А. В.
  4. Ипатова Александра Александровна Комилова Ангелина Алишеровна, 11-1 класс.Тема Интертекстуальность в зарубежной литературе. (На примере произведений Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».) Руководитель Конева И. В.
  5. Шугай Екатерина Александровна, 11-1 класс. Разработка тренажера на основе мнемотехник для запоминания дат при подготовке к олимпиаде по истории. Руководитель Россаль С.А.
  6. Калинин Артём , 11-3 класс, Крикунов Олег, 11-4 класс. Создание настольной игры для подготовки к олимпиаде учащихся 7-х классов, Руководитель Россаль С.А.
  7. Самбурский Илья Андреевич, 11-3 класс. Сборка катушки Тесла и исследование ее возможностей при проведении опытов. Руководитель Корбатова М.Ю.
  8. Саушев Александр, 11-4 класс. Создание автоматической системы полива комнатных растений. Руководитель Симановский В.А.
  9. Степанов Илья, 11-4 класс. Разработка и создание объекта дополненной реальности с визуальными эффектами. Руководитель Анохина А.В.
  10. Сошников Григорий, 11-4 класс. Математическое моделирование при выборе оптимального альтернативного источника энергии для использования в быту. Руководитель Натальчук А.А.

9-е классы

  1. Миронова Александра, 9-1 класс. Варьирование лексического значения слова (на материла роматна Э. Бёрджеса «Заводной апельсин»). Руководитель Столбовская Н.С.
  2. Блинов Федор 9-2 класс. Использование фракталов для структуризации данных на языке программирования Python. Руководитель Анохина А.В.
  3. Ибрагимов Тимур, Панченко Валерия 9-2 класс.. « Мусору – нет!». Руководитель Петрова Е.В.
  4. 4 Рамазашвили Милана., Гридина Ксения, 9-2 класс. Тема «Зависимость результативности бега спортсменов от спортивной обуви». Руководитель Уткина Е.Е.
  5. 5.Калашникова Ульяна, Моисеева Виктория, 9-3 класс. Игровое пособие для проверки пройденного материала по истории. Руководитель Россаль С.А.
  6. Купцов Александр, 9-3 класс. Кронштадтский форт «Великий князь Константин» Руководитель Россаль С.А.
  7. Смирнова Алена, 9-3 класс. Создание комплекса упражнений для подготовки к ОГЭ по информатике средствами сервиса Learning Apps.org. Руководитель Новак Д.А
  8. Алхименков Михаил, Руденко Алина ,9-4 класс. Создание закрытого самоочищающегося водоема на примере аквариума. Руководитель Лященко В.О
  9. Бурачевский Антон, 9-4 класс. Тема « География на купюрах». Руководитель Лебедева А.Д.
  10. Папунина Ева, 9-4 класс. Создание театральных костюмов для образа героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяны Лариной. Руководитель Конева И.В.

Победители и призеры районного конкурса исследовательских и проектных работ «Новые имена-2022»:

ФИ учащегося

класс

тема

ФИО руководиля

Статус

Сошников Григорий,

11-4

Математическое моделирование при выборе оптимального альтернативного источника энергии для использования в быту

Натальчук А.А.

победитель

Остачева Диана

11-1

Психологический портрет героя на основе физиогномики по произведению Д. Фаулза «Коллекционер»

Станева И.Б.

Призер

Братухина Евгения

10-2

Исследование химических и спектральных свойств чая

Вахрушева А.М.

победитель

Турлов Б. МамедоваД

11-3

Определение влияния концентрации углекислого газа и сернистого газа на внимательность учащихся

Лященко В.О.

призер

ХIII Всероссийские чтения «Конференция победителей»

ФИО учащегося

тема

результат

Руководитель

11.

Васильева Мария

11-2

Англтцизмы во французском языке

Диплом 3 степени

Гладилина Е.Д.

22.

Саушев Александр

11-4

Автоматизированная система полива комнатных растений

Диплом 1 степени

Симановский В.А.

33.

Савельева Елизавета

11-1

Англицизмы в речи современных русскоговорящих подростков

Диплом 2 степени

Столбовская Н.С.

XII Международная олимпиада-конкурс научных работ учащихся «Химия: наука и искусство»

  1. Братухина Евгения, 10-2. Исследование химических и спектральных свойств чая Вахрушева А.М.,диплом 2 степени
  2. Турлов Б. Мамедова Д., 11-3 класс. Определение влияния концентрации углекислого газа и сернистого газа на внимательность учащихся, призер. Лященко В.О.
  3. Сидоркина М., 11-3 класс. Микроэлементы для растений. Победитель, Лященко В.О.
  4. Проектно-исследовательская конференция Красносельского района для учащихся начальной школы «Первые шаги в науку» – 2 место, 3 место
  5. Проектно-исследовательская конференция г. Пушкин, ГБОУ гимназия №406 «В науку первые шаги» — 1 место, 2 место, два 3 места.
  6. Городская проектно-исследовательская конференция «Невская ПРОЕКТория» — представлено 6 работ -1 место, три 2 места, два 3 места

Выводы:

  1. Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися при выполнении работ носят метапредметный характер.
  2. Предмет Индивидуальный проект, исследовательская и проектная деятельность учащихся способствуют формированию функциональной грамотности учащихся
  3. Исследовательская и проектная деятельность имеет практическую значимость. Продукты, полученные учащимися в результате выполнения работ могут быть использованы в практической жизни.
  1. Большинство учащихся выбирали темы проектно-исследовательских работ в соответствии с профилем обучения.
  2. Во время защиты учащиеся продемонстрировали:
  • хорошее владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
  1. Необходимо отметить качественную работу по руководству исследовательской деятельностью учащихся со стороны Елисеевой А.Е., Россаля С.А., Коневой И.В., Бабий Т.А., Долгинской Я.А., Лященко В.О., Вахрушевой А.М., Кучеренко Е.С., Натальчук А.А., Анохиной А.В., Коренной Ю.В., Уткиной Е.Е., Симановского В.А., Смекаловой А.В.
  2. Основные недостатки проектно-исследовательских деятельности:
  • неравномерное распределения количества работ учащихся среди учителей для руководства проектами и исследованиями приводит к перегрузке части учителей.
  • неспособность части учащихся кратко и грамотно изложить суть работы.

 

ИТОГИ 2020-2021 учебного года подробнее

ИТОГИ 2019-2020 учебного года подробнее

ИТОГИ 2018-2019 учебного года подробнее