Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в условиях неопределённости. Ее можно определить как «повседневную мудрость». К ней относятся способность решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение нестандартной ситуации.

Нормативные документы

Федеральный уровень

  • Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  • Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
  • Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Региональный  уровень

  • Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 №2598-р Санкт-Петербурга «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год
  • Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об электроном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О проведении работы по функциональной грамотности для 6-х классов»

Районный уровень 

  • План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Красносельского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год

Локальные акты

  • Приказ об организации работы по формированию, развитию и оценке функциональной грамотности учащихся
  • План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ гимназии №271 Красносельского района города Санкт-Петербурга имени П.И. Федулова
  • Приказ о назначении ответственных за внедрение электронного банка функциональной грамотности
  • Приказ о проведении работы по функциональной грамотности для 8-9 классов подробнее

Учителям

  1. Академия Минпросвещения России. Марафон функциональной грамотности подробнее
  2. Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности» подробнее
  3. Методическая поддержка педагогических и руководящих работников системы образования Санкт-Петербурга подробнее
  4. Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге подробнее
  5. Материалы лекций и мастер-классов по функциональной грамотности подробнее
  6. Региональный проект «Новое качество образования: фестиваль лучших образовательных практик» подробнее
  7. Лаборатория функциональной грамотности подробнее
  8. Учебно-методический центр(УМЦ) гимназии «Интеллект и образование». Тема курсовой подготовки учителей в 2021-2022 учебном году «Функциональная грамотность. Методологический компонент содержания образования» подробнее
  9. Сборник информационных и методических материалов для педагогов (финансовая грамотность) подробнее
  10. Основы финансовой грамотности (Методические рекомендации к сборнику математических задач):
    1-4 классы подробнее
    5-9 классы подробнее
    10-11 классы подробнее
  11. Список источников информации по финансовой грамотности подробнее

Родителям

Функциональная грамотность   способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ФГ есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Внешние исследования функциональной грамотности

ИсследованиеЧто проверяетКакие классыКогда проходитКогда ближайшее
TIMSSКачество математического и естественнонаучного образования4-е и 8-еРаз в четыре года2023 год
PIRLSКачество чтения и понимания текста4-еРаз в пять лет2021 год
PISAВсе виды грамотности15-летние школьникиРаз в три года2021 год
Оценка качества образования по модели PISAКачество математического и естественнонаучного образования8-е и 9-еРаз в четыре года2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.

Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019 308 p. ]

Видеоролик «PISA»  смотреть

Результаты участия ГБОУ гимназии №271 в международном исследовании PISA смотреть

 

Мероприятия

19 октября 2021 года

На районном семинаре «Учитель: опыт, творчество, успех» для заместителей директоров и учителей, участников районного конкурса педагогических достижений в номинации «Учитель года» свой опыт работы по теме «Финансовая грамотность. Математика для развития интеллекта и для жизни» представила Натальчук Александра Алексеевна, учитель математики гимназии №271, лауреат районного конкурса педагогических достижений в номинации «Учитель года» 2020. подробнее

25 ноября 2021 года

На базе гимназии состоялся районный семинар по теме «Формирование функциональной грамотности. Методологический компонент содержания образования» для заместителей директора по учебной работе образовательных учреждений Красносельского района Санкт-Петербурга. Семинар организован Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального педагогического образования центром повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Красносельского района.  Программа семинара

Пресс-релиз

6  – 10 декабря 2021 года

Академия Министерства просвещения России. Марафон функциональной грамотности.

Программа

14 января 2022 года

Учебно-методический центр гимназии «Интеллект и образование». Курсовая подготовка учителей гимназии по теме «Функциональная грамотность. Методологический компонент содержания образования» подробнее  

17 —  21 января 2022 года

В целях реализации распоряжения Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год» проводятся мероприятия Единого дня функциональной грамотности. 

Программа Материалы лекций и мастер-классов по функциональной грамотности

25 марта 2022 года

XII Петербургский международный образовательный форум. Тема «Традиция гимназического образования в контексте системы согласованного обучения как методологической основы для формирования читательской грамотности обучающихся» подробнее

8 апреля 2022 года

Успешный опыт формирования функциональной грамотности гимназии был представлен на Всероссийском семинаре «Формирование и оценка функциональной грамотности» для региональных команд в 2021-2022 учебном году, которые с сентября 2021г. проводит ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»  по теме «Виртуальная экскурсия «Функциональная грамотность: Петербургский маршрут»». подробнее

15 июня 2022 года

Кафедра учителей иностранных языков гимназии совместно с кафедрой иностранных языков ГБУ ДПО СПб АППО провели городской семинар для слушателей курсов повышения квалификации СПб АППО по теме «Формирование основ читательской грамотности в процессе обучения иностранным языкам»

Программа

Банк заданий

  1. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ)
  2. Открытые задания PISA
  3. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
  4. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии наук». Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Банк заданий
  5. Материалы для оценки финансовой грамотности подробнее